Рукописная традиция Печорских старообрядцев.
С давних времён Печорский край славился рукописной стариной, особенно Усть-Цильма и прилегающие к ней деревни Пижмы и Цильмы.
«Культурным гнездом», имеющим свои, только ему присущие особенности, называл Усть-Цильму известный учёный-археограф древней рукописи, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге Владимир Иванович Малышев. Им, начиная с 1937 года, были обследованы все деревни, в которых хранились целые залежи рукописных книг. В итоге в Пушкинский Дом было доставлено около 400 рукописных сборников.
Рукописная книга попадала на Печору с начала основания самой Усть-Цильмы, т.е. с 1542 г. Позже завозили книги ссыльные, следующие в Пустозёрский острог. В свою очередь устьцилёма сами бывали в Пустозёрске по разным торговым и другим делам и имели возможность приобрести там рукописную книгу.
Особенно много книг появилось в XVIII веке, в связи с возникновением старообрядческих скитов на Пижме и Цильме.
Развитие письменности в Усть-Цильме (XVIII в.), несомненно, связано со старообрядческим движением. Так в школе-грамотнице Великопоженского скита выговские учителя обучали местных детей чтению, письму, пению и другим наукам, в т.ч. и переписке книг.
Книги переписывались в специальной книгописной мастерской общежительства. Здесь копировались и реставрировались ветхие древние книги. В общежительстве находилась большая и разнообразная по тому времени библиотека.
После закрытия Пижемского и Цилемского скитов приток рукописей на Печору заметно сократился, хотя потребность в книге не только не сократилась, а наоборот возросла. Нужда в книге заставила местных переписчиков развернуть деятельность по копированию рукописей. В результате этой работы, появилось несколько писцов – профессионалов. Копированием рукописей занимались в основном мужчины.
Среди таких писцов в Усть-Цильме, наибольшей известностью пользовался Иван Степанович Мяндин.
Это был очень начитанный и грамотный человек, имевший большое собрание рукописей и старопечатных книг. Иван Мяндин одним из первых положил начало переработки старинных произведений на низовой Печоре. Он сокращал длинноты, упрощал язык и стиль, делал его более понятным и доходчивым. Также одним из первых он стал реставрировать и переплетать
книги. Кроме Мяндина были и другие переписчики, как в Усть-Цильме, так и в других населённых пунктах.
В последней трети XIX в. усть-цилемскими писцами был выработан особый почерк – печорский полуустав, который характеризуется свободой письма, отсутствием строгой линейности в строке, квадратности букв. Буквы продолговаты, свисают петлями за строку, больше завитков.
Для письма наши переписчики использовали перья глухаря и тетерева. Чернила делали из сажи, добавляя для крепости смолу лиственницы. Во время переписки многие держали лист не на столе, а на правом колене, как это делали писцы в глубокую старину. Этому приёму писания обучали в старообрядческой школе.
Труд переписчика оценивался очень высоко. Люди, занимавшиеся этим делом на Печоре, были в особом почёте и уважении. Некоторых из них называли даже «господином».
Главными хранителями рукописной старины и книжности стали наставники. Они отличались большой грамотностью, знанием догматов и правил своего вероучения, многие из них сами занимались перепиской книг и были искусными писцами и миниатюристами.
Расцвет книгописной деятельности в среде крестьянского населения Печоры приходится на вторую половину XIX – нач. XX вв. За этот период в Усть-Цильме было скопировано огромное количество рукописей. Печорские книжники за короткое время практически полностью обновили фонд местной старообрядческой библиотеки, благодаря этому книга вошла в каждый дом, в каждую семью и стала предметом культа, особого почитания и гордости устьцилём.
Сильный удар местной рукописно-книжной традиции был нанесён в 1906 г., когда было разрешено старообрядцам выпускать свои книги. На Печору сразу же хлынул мощный поток печатной типографской продукции. Объём работы местных переписчиков значительно сократился. Уменьшилось и число людей, умеющих читать скорописные тексты, т.к. раньше волей-неволей приходилось их разбирать. Теперь же надобность в этом отпала. Большинство рукописей, как ненужные, сразу же попали на повети, в берестяные короба или в руки искателей старины и т.д.
Старообрядческая культура печорцев во многом определила характер и содержание местной письменности. Большое место занимают в ней сочинения старообрядческих писателей XVII в. – Аввакума, дьякона Фёдора, попа Лазаря, Спиридона Потёмкина, Герасима Фирсова и др., произведения Выговских писателей почти всех жанров. На Печоре переписывались их послания, слова, поучения, повести, жития. В составе усть-цилемской
рукописной книжности дошли автографы Выговских писателей. Большой популярностью в Усть-Цильме пользовались короткие старообрядческие поучения нравственно-этического характера, из которых печорские книжники формировали целые сборники назидательного характера. Широко распространены здесь были переработки народно-сказочных сюжетов, сборники кратких изречений, выписки из разных летописцев, хронографов и т.д.
Но усть-цилемские книжники не только переписывали из старых сборников, попадавших на Печору, но и сами являлись составителями и редакторами литературно-исторических и публицистических произведений. Они дошли в составе местных рукописных сборников, и представляют особую ценность для изучения мировоззрения печорского крестьянства. В этих сборниках звучат темы, волновавшие простых устьцилём: честный труд, супружеская верность, проблема народного царя.
Рукописная традиция Печоры донесла до нас и интересные материалы по истории края – местные синодики, списки книг Пижемского скита, письма крестьян.
Однако, несмотря на все перемены в общественной и культурной жизни края, рукописная традиция на Печоре оказалась очень устойчивой. Рукописи, даже после распространения по всей территории Печорского края печатной книги, продолжали читаться, переписываться и бережно сохраняться вплоть до конца XIX века.
В фондах МБУ «Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского» хранится уникальная коллекция старинных Усть-Цилемских рукописных сборников ХVII - XX вв., в том числе местного происхождения, где содержится ценный материал по истории края и в которых отражаются умственные запросы, литературные вкусы и духовные стремления печорских старообрядцев.
|