. Межмузейный флешмоб "Слово на экспонате" - 14 Декабря 2020 - МБУ "Музей А.В. Журавского"
Муниципальное бюджетное учреждение "Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В.Журавского"
Суббота, 20.04.2024, 09:48
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 120

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Декабрь » 14 » Межмузейный флешмоб "Слово на экспонате"
13:25
Межмузейный флешмоб "Слово на экспонате"

Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского присоединяется к межмузейному флешмобу #СловоНаЭкспонате, который запустил «Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль».

Усть-Цильма — одно из старейших сел Европейского Севера, сохранившее до наших дней уникальную древнерусскую и старообрядческую культуру. В собрании музея А.В. Журавского имеются уникальные экспонаты, раскрывающие материальную и духовную культуру, а также быт населения Печорского края. На многих из них сохранились подписи мастеров и даты, указывающие время выполнения работы, стоимость изделия, имена заказчиков или владельцев.

Вашему вниманию представляем музейные предметы с экспозиции «Усть-Цилемская слободка: освоение, основание, заселение, развитие».

 

Берестяной туес с пижемской росписью, 1896 г.

Техника исполнения: плетение, резьба, роспись.

В домах жителей Усть-Цильмы, имелось много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве, в том числе туеса. Они были незаменимыми для хранения соли, молочных продуктов, меда, солений и других продуктов.

Туеса являлись распространенным подарком для женщин. В коллекции музея А.В. Журавского хранятся берестяные туеса с различными надписями: «Дуркиной Христине», «Носовой Наталье», «На долгую память».

Весьма интересная надпись имеется на крышке берестяного туеса с пижемской росписью: «1896 года 13 iюля писалъ Евътифей сынъ Матьфеевичъ Агафъи Тимофеевной Подарочокъ». Мастер, изготовивший туес неизвестен, однако надпись на крышке свидетельствует о том, что расписывал его Евтифей Матвеевич Михеев из д. Скитская. Евтифей Матвеевич являлся владельцем значительного книжного старообрядческого собрания. Его общественное положение среди крестьян подтверждает обстоятельная надпись и тон ее изложения, полный самоуважения. Характер росписей Евтафея Михеева очень близок к стилю букв и виньеточных украшений рукописных книг 17-18 вв., особенно поморских, исполненных печорским полууставом, в котором начертание заглавных букв отличается обилием завитков, «широких взмахов пера», росчерков. Контур рисунка выполнен черной краской. Желтый, красный и зеленые цвета применены для подводки, повторяющие контур веточек.

Добавим, что пижемская роспись известна с XVII века. Одна из старейших росписей Русского Севера. Центром графической росписи стала северная река Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, бежавшие в этот край, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали красивыми заставками, буквицами, рисунками. Рукописная традиция оказала сильнейшее влияние на формирование стиля пижемской росписи, которой стали расписывать деревянные ложки и домашнюю утварь.

 

Ложка с пижемской росписью, 1951 г.

Мастер: Мяндин Тимофей Михайлович.

Техника исполнения: резьба, роспись.

В прошлом красоту девушки сравнивали с изящностью пижемской ложки: «Молодка уж така баска, как пижемска ложка».

Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. Верхняя часть ложки чаще выполнена в виде небольшого по глубине вытянутого овала, имеет каплевидную форму, гармонично соединенную с плоским черенком.

У каждого мастера была своя форма ложки и только ему присущая роспись. На представленной ложке имеется надпись: «Кого люблю тому хорошу ложецку подарю ложецкой хлебай людей поминай 1951».

По стилю росписи определили, что данную ложку изготовил мастер Мяндин Тимофей Михайлович (1874-1964). Его предки значатся в числе первых засельщиков Пижмы, основателей Великопоженского скита. Мяндин Т.М. был известным печорским наставником в среде местного старообрядчества, переписчиком книг, очень уважаемым в крае. Его стойкий характер и твёрдый дух не были сломлены, когда в 30-х годах он попал под репрессии.

Одаренный большим умом, теплым отзывчивым сердцем, Тимофей Михайлович пользовался неизменной любовью всех, кто когда-либо встречался с ним. Он был большим другом ученых, посещавших Усть-Цилемский район. Свое небольшое, но ценное собрание рукописных книг XV-XVIII вв. Тимофей Михайлович безвозмездно передал Пушкинскому Дому Академии Наук СССР в Ленинграде.

До конца жизни Мяндин Т.М. прожил на Пижме, занимался рыболовством и охотой, а также изготавливал для односельчан красивые расписные деревянные ложки.

 

Прялка с мезенской росписью, 1923 г.

Техника: резьба, роспись.

Представленная прялка - изделие мезенских мастеров, уникальность которой состоит не только в изысканности рисунка, но и в её форме. Такие прялки изготавливались из цельного куска дерева, а их днищем служил корень. Лопасть прялки имеет трапециевидную форму со срезанными нижними углами. Верхняя часть лопасти украшена главками на тонких шейках. На лопастке прялки имеется надпись: «1923 г. 29 ноября работал прялку Егор сын Акима Палощель Арх. губерния Мез.уезд».

Мезенская роспись своё название получила по месту происхождения, которым является река Мезень. Спустя некоторое время прялки с мезенской росписью распространялись по рекам Пинеге, Двине и Онеге, а также вывозились и на Печору, большое их количество было привезено в Усть-Цильму. Прялка являлась необходимым атрибутом каждой северной девушки, и когда она выходила замуж и переезжала к мужу, то прялка непременно следовала за ней, и далее сопровождала всю её жизнь.

Данная прялка украшена характерной мезенской (палащельской) росписью. По необработанному деревянному фону черной контурной линией нанесен орнамент, который густо покрывает поверхность лопасти с обеих сторон, в том числе и главки. Все элементы орнамента неоднократно повторяются.

Для рисунка характерна многоярусная узорчатость. Три уровня символизируют три мира: небо, земля и подземелье. На среднем уровне изображён конь, прикрепленный цепью на кованную резную стойку, увенчанную птицей. На нижнем уровне также располагается конь, который изображен схематично в красных и черных тонах (примеч.: конь у народов севера имеет значение оберега). Каждый уровень отделён полосой, которая состоит из повторяющихся рисунков. Все элементы узора включают в себя «бёрда», волнистые линии, завитки, крестики, ромбы, солярные символы, точки и черточки. Роспись покрыта олифой для закрепления, сохранения и придания золотистого оттенка всей композиции рисунка.

 

Просмотров: 371 | Добавил: zhurawskogo | Теги: #СловоНаЭкспонате | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Национальный музей РК
  • сайт администрации МР "Усть-Цилемский"
  • Министерство культуры РК
  • Культура РФ
  • РЦКДиК

  • Решаем вместе
    Есть вопрос? Напишите нам
    Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz