Старинное село Республики Коми Усть-Цильма стала новой столицей Серебряного ожерелья России, межрегионального туристского проекта, объединяющего особые места Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Давайте узнаем больше об Усть-Цильме, удивительной сокровищнице аутентичной культуры вместе с ЦНТиНК (Усть-Цильма). Сегодняшняя тема — устное народное творчество.
Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.
В череде наиболее ярких традиций Русского Севера особенно выделяется устная народная культура Усть-Цильмы: былины, духовные стихи, песни, сказки поговорки, пословицы и др.
Новгородцы, облюбовав правый, более высокий берег Печоры, основали Слободку усть-цилемскую. Такое продвижение новгородцев на Север сыграло огромное значение в дальнейшей судьбе Печорского края, который стал развиваться под непосредственным влиянием Новгорода, одного из крупнейших хозяйственных и культурных центров Европы. Печора превратившись в важный торговый путь, была связана с Беломорьем, которое соединяло Россию с Западом. Печорский край ожил. На берегах Печоры появились разные люди, среди которых было немало калик - перехожих, странников и скоморохов - носителей классической народной поэзии. Продвижению народных поэтов-сказителей на север способствовали официальные указы, изданные в эпоху Стоглавого собора и при царе Алексее Михайловиче. Эти указы были рассчитаны на уничтожение скоморохов и их искусства, в котором православная церковь видела проявление языческой культуры. Гонимые скоморохи, народные поэты и артисты, нашли на берегах Белого моря и Печоры новых слушателей.
Средневековая поэзия оказалась близкой внутреннему миру северного крестьянства. Северные народные рапсоды не только усвоили поэзию, возникшую под стенами древнего Киева и Новгорода, но и художественно ее переосмыслили, закрепили за ней устойчивую форму устного бытования. Сама величественная природа и коллективные промыслы - способствовали проявлению поэтических наклонностей. У яркого осеннего костра рыбаков или в небольшой лесной избушке охотников обычно начинался рассказ какого-нибудь знающего старика о водяном Шишке, о богатыре Илье Муромце или Иванушке-дурачке.
Отличительной особенностью печорского былинного эпоса является то, что в процессе своего развития он приобрёл местные традиции, как в репертуаре, так и в манере исполнения особым напевом. Печорская былинная традиция очень близка к мезенской. Но в, то, же время печорская былина отличалась рядом особенностей, например, к насыщению повествования чертами повседневного крестьянского быта, а иногда и фантастически элементами, перенесёнными из волшебных сказок и местных поверий. Надо отметить, что для Печорской былины было характерно не только индивидуальное, но и коллективное исполнение.
Устьцилема, являясь потомками новгородцев, содержали в своём репертуаре былины, популярные в Прионежье и Каргополье и практически неизвестные или записанные в единичных вариантах в других районах европейского Севера России. Это объясняется тем, что именно через Мезень на восток двигались предки современных устьцилемских сказителей. С Мезенским краем и впоследствии поддерживались довольно оживленные контакты — через него проходил самый короткий путь в Архангельск и центральную Россию.
Первым исследователем былинного творчества крестьян Печоры стал Н.Е. Ончуков, побывавший в Усть-Цильме в начале XX века. Всего исследователем было записано более 70 былин от 17 сказителей, проживавших в различных селениях расположенных по рекам Печоре и Пижме. Подробное описание эпической традиции в Усть-Цильме на период начала XX столетия Ончуков даёт в книге «Печорские былины»: «Ко всему можно добавить, что вообще старинщики пользуются на Низовой Печоре уважением среди односельчан; их считают особенно развитыми, наделёнными какой-то особенной способностью, даром, которым, пожалуй, можно гордиться, и фраза: «О, он сказитель!» служит большой похвалой». Известный исследователь русского народного творчества А.М. Астахова, побывавшая в Усть-Цильме в 1929 году, отмечала, что «в редкой деревне не было сказителя. Сообщали о сказителях, живших иногда более чем за 100 вёрст. Так в Усть-Цильме я получила целый список сказителей, живущих по р. Цильме. Слово «старина» почти всем известно; также многие, не будучи сказителями, могли назвать имена богатырей и сказать некоторые отрывки былин. Наблюдалось существование «семейных гнёзд» былин, когда несколько человек ближайших родственников знали определённые былины и собирались вместе для их исполнения».
Другой известный российский этнограф, фольклорист, исследователь Печорского эпоса – Татьяна Александровна Бершнтам о месте бытования былин даёт следующие сведения: «Важнейшую роль в этом процесе унификации сыграла «матушка Печора». На протяжении нескольких веков она была для многих поколений северян и главной транспортной артерией, и постоянным местом работы. Собиратели в один голос отмечают, что в старое время былина звучала здесь не в деревнях, а на рыболовных промыслах, куда на долгие месяцы перебиралось чуть ли, не все мужское население. «День на Печоре осенью и особенно зимой очень короток, и, проработав часов 5—6, при наступившей темноте все принуждены на невольный отдых, — писал Н. Е. Ончуков. — Работы кончают в 5, в 4 часа дня, а спать еще рано. Вот тут-то и выступают на сцену сказочники и старинщики, которых, говорили мне, нарочно старается всеми мерами залучить в артель составляющий ее староста».
Помимо былинщиков, известны и печорские сказочники. Сказочников, как и сказителей былин, первым выявил Н.Е. Ончуков, назвав их «умственной аристократией деревни». «Как бы то ни было, и сказители былин, и сказочники, несомненно, исключительный народ. Это своя, часто даже не грамотная, но всё же интеллигенция деревни».
Н.Е. Ончуков записывал сказки и небольшие зарисовки из жизни жителей Усть-Цильмы и её окрестностей на самые различные темы и сюжеты (от бытовых до героических). Многие черты былинных и сказочных героев были присущи самим местным крестьянам. Об этом свидетельствуют многие исследователи, писатели, побывавшие в Печорском крае в XIX нач. XX в. Они отмечали, что жители Печоры отличаются от крестьян центральной России, своей самостоятельностью, сметливостью и предприимчивостью.
Вместе с былинным эпосом устьцилёма донесли до новых поколений и песенную традицию наших предков, которая известна Песенная традиция Усть-Цильмы, известная по записям с конца 1920-х годов. Среди известных собирателей и исследователей Печорского песенного фольклора необходимо назвать Н.П. Колпакову. Она отмечала, что, несмотря на изменения в жизни старой песни, ни один из жанров не исчез и то, что очень многие старые песни на средней Печоре почти не претерпели ни каких изменений. Многие песни, которым в конце 1950-х годов предсказывалось забвение, не только сохранились, но и были записаны в разных микрорайонах в полных художественных вариантах.
В Усть-Цилемской песенной традиции существует понятие, как запевала – знаток, умеющий петь и запевать и «вести» песню. Запевала занимал особое положение в обществе и был желанным гостем на праздниках и вечёрках. От него же зависело ведение игры на «Горке».
Одной из признанных песельниц - запевал среди устьцилемских хороводниц являлась Марфа Николаевна Тиранова. К ней обращались многие исследователи фольклористы, этнографы, писатели, журналисты. «В вечорку по стенке – сидят, в центре – самые главные запевают. Ребята приходят, садятся на табуретки или на пол. Парень девицу приглашает – поклонится. Когда кого припевают, деньги кидают на стол. А у кого денег нет, тот так скажет: «Благодарствую, барышни, спасибо за припевку, за красну девку». А если и невесты нет, всё равно припевали – человек припетый должен быть. Всех, кто на вечорки придёт, припевали виноградьем:
Виноградье красно-зелено,
Кругом садик, кругом дома
Есть така дорожка –
Невинной у окошка.
С кувшином за водой винна
Выходила она, ласковы слова
Александру говорила.
Александр ей в ответ:
Будь моей невестой.
Сплю и вижу вас во сне,
Да в розовой шалюшке,
На правой руке простой,
На левой руке – алмаз –
Целоваться сорок раз.
Важное место в песенном фольклоре средней Печоры занимают игровые и хороводные песни. Этот жанр тесно связан с народным календарём и свадебным обрядом. В народном календаре устьцилём наиболее развиты два цикла: зимний (святочный) и весеннее–летний (горочный). К ним приурочено бытование игровых песен, которые относятся к таким группам песен, как «посидочные», «игрищечные» и «горочные». «Посидочные» песни исполнялись на посидках (форма зимнего времяпровождения молодёжи в период с Покрова до Масленицы). «Игрищами» в Усть-Цильме называют молодёжные гуляния, которые устраивались на зимних вечорках и свадьбах во время «пира», а также на девичнике до свадьбы. Как правило, при большом количестве участников «играть в игрище» выходили из избы на поветь или на улицу. Парни приглашали девушек «кружаться», при этом исполнялись лирические частые песни. Ритмическая организация песен сопровождала размеренные кружения пар. Основные образы и мотивы в «игрищеских» песнях, связаны с темой молодёжного гуляния, встречи девушки и парня.
Игровые и хороводные песни исполнялись на традиционном праздничном гулянии Усть-Цильмы – «горке». Каждой фигуре «горки» соответствовала своя песня.
Источник:Министерство культуры, туризма и архивного дела РК
|