Пасха – христианский праздник имеет давнюю историю. Ещё в IV тыс. до н.э. он был задуман древними евреями, как скотоводческий, слившийся с земледельческим.
Во времена зарождения христианства (I – II вв.) его последователи заимствовали этот праздник у язычников, изменив его идейное содержание, они увязали Пасху с искупительной смертью Христа. Это был праздник скорби и страданий. Ранее христианские общины праздновали две Пасхи – Пасху страданий и Пасху Воскресений. Полтора века длился период слияния двух Пасх.
В течение сорока дней до Вознесения Господня при встрече друг с другом произносили: «Христос воскресе» в ответ произносилось: «Воистину воскресе».
Женщины и мужчины в эти дни одевались в яркие костюмы, в основном красного цвета. «В пасхальные дни вся деревня собиралась у качелы: бабы стоят, смотрят, как молодёжь качается. Девки, в красных сатиновых рукавах, красных сарафанах с рисунком, – пошто-то всегда на Пасху красно одевали, – песни поют, ребята их раскачивают, целуют, бабы песни помогают петь, весело было. Наряды матерчаты да шшофны на горку надевали, на качелу не носили» (записано от жительницы с. Усть-Цильма М.Н. Епишиной в 2009 г.).
Рано утром в пасхальный день хозяйки пекли шаньги, парили в чугунах мясо, святили ладаном избы, домочадцев, скот. Перед трапезой обязательно молились и лишь тогда садились за стол. В Пасху было принято посещать больных и стариков, угощать их выпечкой.
Тех, кто умер в Пасху, считали угодными Богу. В этом случае усопшего отпевали в день погребения особым пасочным отпевом, не взирая на его грехи во время земной жизни.
Первая неделя Пасхи считалась Светлой и почиталась за один день. В эту неделю по традиции необходимо было вести благопристойный образ жизни. Время проводили за чтением богослужебных книг, пением духовных стихов.
По определению устьцилёмов это самый светлый религиозный праздник. Службу правили в доме наставницы, где собирались до 21 часа вечера нарядно одетые жители: в праздничных лопатинах и рукавах, в рубахах-косоворотках на выпуск, подпоясанных тканым поясом. Собравшиеся рассаживались по лавкам, расставленных вдоль стен. Наставница зажигала на иконостасе свечу и начинала читать деяния святых апостолов. Периодически чтецы сменяли друг друга. После 24 часов начиналась служба, по окончании которой верующие пели «Христос воскресе из мёртвых, смертью смерть поправ, живым живота даровав». При этом наставница кадила (освящала) присутствующих ладаном.
В течение первой недели устьцилёма ходили друг к другу в гости. Работать категорически запрещалось, выполнялась только работа по дому.
Второе воскресенье после Пасхи носит название Фомино. Его с нетерпением ждали супружеские пары. По этому поводу говорили: «Мужик с бабой переспали и Фому встретили». Вторая неделя Пасхи называлась «бесштанной». Это объяснялось снятием запретов в брачных отношениях между мужчиной и женщиной.
Считалось, что от Пасхи до Вознесения Господня тёмные бесовские силы были бессильны. На святость этих дней указывает такой факт, как, например, люди, находящиеся в дороге, могли напиться водой, просочившейся из следа лошади.
На протяжении всего пасхального периода вместо приветствия люди встретившись друг с другом говорили «Христос Воскрес», отвечающий говорил «Воистину Воскрес». Вошедшие в дом гости также произносили «Христос Воскрес» и только после ответа «Воистину Воскрес» гости обносили себя крестным знамением. В случае если вошедшие забывали сказать пасхальные приветствия, то их мазали сажей. При этом обижаться не полагалось.
Пасха – первый весенний праздник в нижнепечорских деревнях. В пасочные дни на улицах Усть-Цильмы и её окрестностях происходило оживление, молодёжь переносила свои игры из изб на улицу. Появлялись первые атрибуты Пасхи – качели «козлы», которые устанавливались на высоких местах. «Качела» была любимым местом общения усть-цилемской молодёжи. Днём молодёжь рядами прогуливалась по улице «Девки попереде, робята – позаде». Вечером ребята приглашали понравившихся девушек на «качелу». Пару, занявшую качель, раскачивали при помощи двух верёвок, привязанных за сиденье. Молодёжь пела песни и выкрикивала «Христос воскрес!» и качавшаяся пара должна была ответить поцелуем. Если девушке парень не нравился, то можно было увернуться от поцелуя.
Наряду с взрослыми качелями сооружались и детские. Они отличались способом крепления сидения. Их крепили не параллельно верхней жерди, а перпендикулярно. Детские качели называли «зыбками». На таких качелях одновременно могло качаться по 6-8 человек.
Пасха для верующих считается торжеством добра над силами зла. Обряды, исполняемые верующими в честь Иисуса Христа, поправшего смерть, по мнению верующих, обретали через Спасителя очистительные свойства и тем самым как бы защищали людей, скот, поля от нечистой силы. В конечном счёте, пасхальными ритуальными действиями верующие стремились обеспечить благополучие в семьях, здоровый приплод скота, обилие урожая.
Мы поздравляем всех с наступающим праздником Пасхой – Светлым Христовым Воскресением. Хотим пожелать всем здоровья, душевного тепла и благополучия.
Обращаемся ко всем, у кого есть интересные сведения, сохранились старинные традиции, как в семье встречали Пасху. Поделитесь своими воспоминаниями или поинтересуйтесь у старшего поколения, как они раньше встречали Пасху. |