В музее А.В. Журавского оформлена персональная выставка специалиста отдела народных художественных промыслов Харитоновой Татьяны Александровны «Души и сердца вдохновенье».
Харитонова Татьяна Александровна
Родилась Татьяна в селе Трусово. Рисовать любила еще с детства. Сначала раскраски, затем срисовывала картинки с фантиков. После окончания Цилемской школы в профессиональном лицее № 8 в г. Сыктывкаре получила специальность художник росписи по дереву и художник оформитель. По окончании лицея устроилась в отдел культуры Усть-Цилемского района художником-оформителем. С 1 сентября 2001 года работала в Трусовском филиале Центра художественных ремесел, под руководством Народного мастера РК Чупрова Степана Ивановича, а в ноябре 2005 года переехала в Усть-Цильму и продолжила работу в ЦХР мастером художественной росписи по дереву.
После реорганизации центра художественных ремесел Татьяна Александровна работает в отделе народных художественных промыслов МБУ «Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского». На протяжении 19 лет она занимается художественной росписью по дереву, постоянно совершенствуя свои навыки, продолжает изучать новые виды росписи. В настоящее время она владеет такими видами росписи, как, пижемская, мезенская, украинская, северо-двинская, жостово, хохлома, гжель, петриковская, пермогорская, городецкая.
Татьяна Александровна ежегодно участвует в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках.
В 2008 году за участие в VI Межпоселенческом фестивале народного и декоративно-прикладного искусства «Кудесники Печоры» в г. Печора в номинации «За сохранение традиций» ее работы были отмечены дипломом, а в 2009 году дипломом и специальным призом.
2010 год – второй городской праздник народных промыслов и ремесел «Сквозь вереницы лет» («Вояс пыр видзодлас») в городе Ухте. По итогам конкурса получили Диплом Коми Ремесленной Палаты в номинации «Лучшая экспозиция».
В 2012 году участвовала в X районной выставке декоративно-прикладного искусства «Многоцветье Севера-2012», посвященной 470-летию с. Усть-Цильма, и была награждена дипломом за победу в номинации «Сувенирная продукция».
В 2013 году принимала участие в выставке-ярмарке изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми «Жемчужина Севера», где музей А.В. Журавского занял первое призовое место в номинации «Народное творчество».
В 2016 году награждена грамотой учреждения за большую работу по возрождению, сохранению и популяризации «Пижемской росписи».
В 2017 году объявлена благодарность администрации МР «Сыктывдинский» и Сыктывдинского музейного объединения за проведение мастер-классов в музее истории и культуры Сыктывдинского района им. Э.А. Налимивой в рамках закрытия выставки Центра культурных инициатив «Югор» «Марфа. Усть-Цильма» (авторского фотопроекта Анелии Лянцевич и Ирины Кнутас).
В апреле 2018 года награждена дипломом за участие в I Республиканской выставке-конкурсе народных художественных промыслов и ремесел «Мастеровые Коми».
В 2019 году приняла участие в XVIII международном фестивале народного искусства и ремесел «Садко» (г. Великий Новгород).
Кроме всего перечисленного, Татьяна Александровна является ежегодным участником Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов «Мастер года» в г. Сыктывкаре.
Татьяна Александровна талантливый специалист, постоянно развивается, усовершенствует своё мастерство, общительная и обаятельная, к ней с удовольствием идут ребята на занятия. Ученики Татьяны Александровны также принимают участие в различных конкурсах.
Добавим, что это не первая персональная выставка Т.А. Харитоновой. В 2010 году в музее А.В. Журавского была открыта персональная выставка «Сказочная роспись», на которой было представлено около 60 работ мастера.
К сожалению, в этом году открытие выставки совпало с ограничительными мероприятиями, но мы решили не ждать и не откладывать на потом. Вашему вниманию предлагаем познакомиться с выставкой «Души и сердца вдохновенье», где представлены работы мастера и ее учеников.
Работы Харитоновой Т.А. Пижемская роспись.
После церковного раскола, скрываясь от преследований властей, на берегах р. Пижмы поселились старообрядцы, основав в 1720 году Великопоженский скит. В мастерских скита переписывались старообрядческие книги, которые украшались заставками, буквицами и концовками. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, вдохновила печорского крестьянина на создание изящного неповторимого узора для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью. Круг расписных изделий обширен: это различная домашняя утварь, мебель, орудия труда и охоты.
Композиции росписи содержат два основных сюжета: «символ изобилия», в виде ромба, пожелание полноты, то есть сытой жизни и «древо жизни», в виде ростков и побегов, пожелание продолжения и процветания рода. Точки в одиночном исполнении служат дополнением отдельных элементов. Линии разделяют композицию на отдельные части. Отрезки этих линий образуют расчерченные квадраты и ромбы с петлями на углах.
Для росписи мастера использовали натуральные красители, смешивали с "таючей" серой (смолой лиственницы), обильно пропитывали олифой и сушили в русской печи. Элементы росписи были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.
Работы Харитоновой Т.А. Мезенская роспись.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных росписей. Народные художники так украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Эта роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб.
Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик).
Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы повествовать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Основные изображения:
1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
3. В мезенской росписи олень, точнее олениха, которая отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.
Работы Харитоновой Т.А. Гжель.
Гжель - вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Слово «Гжель» — это географическое название нескольких деревень в 60 км от Москвы. Гжель связана и с возникновением в России фарфора, уникальную рецептуру которого Д. Виноградов создавал конкретно на белой гжельской глине. Гжельские узоры легкие и лаконичные, не похожих на иные элементы народных промыслов.
Бело-синие решения – мода, которая пришла еще с петровских времен, и это связано с привезенным из Голландии расписным фаянсом. Зарубежная идея легла в основу русского промысла.
Синее небо, белые церквушки, золотые купола – это элементы гжельской росписи, ставшие одним из самых узнаваемых брендов русской народной культуры.
Традиционно сложилось так, что рисунок выполняется только оттенками синего: от блекло-голубого до выразительного глубокого синего, переходящего в оттенки ночи. Используется и темный кобальтовый цвет. И довершает лаконичный гжельский рисунок платиновый или золотой декор.
Основная тематика рисунка:
· сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года, пейзажей;
· орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и шашечки;
· растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;
· животные – обычно это птицы.
Любимый узор гжельских мастеров — роза, прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
Работы Харитоновой Т.А. Жостово.
Жостовская роспись – русский художественный промысел. С 1825 года мастера декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции. Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом. Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительный цвет черный, слоновая кость или пшеничный, красный, голубой, лазурный, желтый, бургундский, золотой, янтарный. Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.
Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки. Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.
Работы Харитоновой Т.А. Хохлома.
Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в VII веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.
Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.
Окраску «под золото» связывают со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи. Среди них было большое количество талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.
В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.
Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства, и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черные и красные оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.
Для создания росписей «под хохлому» используют черный, красный, белый, оранжевый, отборный желтый, коричневый, изумрудный, голубой цвет.
Старинный вариант орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков на серебряном фоне. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами. Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни.
Работы Харитоновой Т.А.
1 - Петриковская (Украинская роспись);
2 - Северодвинская роспись.
Панно "Бессмертный подвиг". Дерево, гуашь, акварель. 2010 г.
Работы учеников Харитоновой Т.А.
|